Ученые разработали методы расчета виброакустических колебаний и воздействия звукового удара на здания
Ученые МГУ разработали методы расчета интенсивных колебаний конструкции планера пассажирского сверхзвукового самолета, вызванных шумом струи двигателя, а также методы расчета влияния звукового удара на здания. Эти результаты позволят создать пассажирский сверхзвуковой самолет, удовлетворяющий требованиям по прочности и шуму.
В рамках Научного центра мирового уровня «Сверхзвук», финансируемого при поддержке национального проекта «Наука и Университеты», исследователями Центра «Сверхзвук» МГУ были проведены теоретические исследования в области вибраций конструкции планера, вызванные акустическим воздействием струи двигателя, а также исследования влияния звукового удара на вибрацию здания с целью разработки методов снижения воздействия звукового удара сверхзвукового пассажирского самолета. Полученные результаты будут использованы для обеспечения прочности пассажирских самолетов и безопасности наземных сооружений, находящихся в зоне воздействия звукового удара.
Поставленные задачи и результаты их решения способствуют достижению цели центра «Сверхзвук» добиться качественно новых летно-технических, экологических и акустических показателей сверхзвуковых пассажирских самолетов нового поколения за счет решения фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полета.
Можно с уверенностью сказать, что интенсивным акустическим нагрузкам соответствуют существенно нелинейные вибрации конструкции. Поэтому расчет динамической прочности под действием таких нагрузок должен учитывать геометрическую, а при экстремальных нагрузках – и физическую нелинейность конструкции. Такой анализ повысит точность расчетов и позволит строить более реалистичные выводы о прочности конструкции под воздействием интенсивного акустического поля.
Результаты, полученные сотрудниками лабораторий №2 «Сверхзвук» МГУ, способствуют достижению конкурентоспособности России на мировом уровне в области исследований сверхзвукового полета гражданского самолета.