|

Омская технология армирования ледовых переправ увеличит их грузоподъемность до двух раз

Ученые Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) разработали и запатентовали технологию армирования ледовых переправ, которая позволяет усилить их грузоподъемность до двух раз, значительно повысить безопасность и срок эксплуатации. Разработку планируется использовать в госпрограмме развития Арктики.

Введение геосинтетических армирующих материалов помогает ледяной плите воспринимать растягивающие напряжения от транспортной нагрузки. При этом значительно снижается вероятность резкого разрушения льда с трагическими последствиями. Армированный лед ломается не сразу, а только после разрыва армирующего материала. Хотя он больше не способен выдерживать нагрузки, но в реальных условиях это гарантирует спасение жизней водителей, пассажиров, сохранение техники и грузов.

Армирование также позволяет увеличить на срок около двух недель срок действия ледовых переправ. При обычной продолжительности действия переправ в 2-4 месяца это существенное подспорье для населенных пунктов, которые не имеют связи с «большой землей».

Технология была испытана вместе с Омским автобронетанковым инженерным институтом грузовыми и гусеничными машинами. Испытания показали, что «верхнее» армирование полностью предотвращает образование и раскрытие температурных трещин, увеличивает грузоподъемность ледяной плиты на 30 %. «Нижнее» армирование, осуществляемое по методике «подныривания» рыболовных сетей под лед, позволяет увеличить грузоподъемность ледяной плиты на 70 %.

Технология также была опробована на действующей переправе через Иртыш в Омской области, испытания полностью подтвердили результаты исследований. Здесь же была проверена методика по извлечению весной армирующего материала. По результатам испытаний были получены три патента (два на разработку и один на полезную модель).

Пока технология не может получить массового распространения в России, где ежегодно только официально организуется зимой более 1 тыс. ледовых автозимников и переправ. Для этого разработанная методика должна быть включена в нормативные документы, без чего проектировщики и дорожно-строительные организации не имеют право ее использовать. Представители вуза ведут соответствующую работу и продолжают свои исследования. Так, в СибАДИ изучают вопрос применения природных материалов для повышения прочности ледовых переправ. Также омские ученые начали совместную работу по этой технологии с учеными МГТУ им. Н.Э. Баумана по государственной программе развития Арктики.

Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/16747687

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *