Арктический центр РАН создал сейсмометод контроля за насыпью железной дороги
Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА) разработали метод автоматизированного мониторинга состояния насыпи железной дороги при помощи широкополосных сейсмических датчиков. Технология позволяет на ранних этапах замечать проседание земляного полотна и предотвращать аварии.
Методика автоматизированного мониторинга железнодорожной насыпи, в которой движущиеся поезда являются источником сигнала для исследования состояния насыпи, была разработана с нуля. Благодаря использованию трехкомпонентных широкополосных сейсмических датчиков удалось увидеть новое явление – процесс релаксации грунта после прохождения поезда. Разработанная технология направлена на предотвращение аварийности, но не заменяет существующие методы, а дополняет их. Технология может увидеть развитие негативных процессов на ранних стадиях, что позволяет выявить ослабленные места заблаговременно и далее принять необходимые меры по их обследованию.
Исследования проводились на участках Северной железной дороги в Онежском районе, как стабильных, так и ослабленных. Датчики были установлены у основания насыпи. Анализ сейсмической записи проходящих поездов в широкой полосе частот показал, что низкочастотные колебания присутствуют не только во время прохождения поезда, но и после. Это реакция грунта на воздействие состава.
Обобщающая статья по полученным результатам исследований была опубликована в Canadian Geotechnical Journal, это специализированный канадский журнал. В Канаде схожие грунтовые условия, распространены торфяные болота и вечная мерзлота. Также специалисты ФИЦКИА связались с коллегами из Российского университета транспорта, которые заинтересовались наработками для их дальнейшего применения.
Подробнее: https://nauka.tass.ru/nauka/16527617